Северо-западный
Центр Общественного Развития

| конкурсы | о центре | услуги | глоссарий | ссылки | координаты | гостевая |

Карта сайта Вернуться на главную страницу
 
 
Словарь терминов для НКО
Добавить термин в словарь
Словарь афоризмов
 
  глоссарий : : словарь терминов для НКО : : о

 
О

Обмен опытом — обсуждение заданной темы лицами с экспертными знаниями в данной области. [1]

Образование взрослых ( adult education ) — включает весь комплекс поступательных процессов фор­мального или иного обучения, с помощью которых люди, являющиеся, с точки зрения общества, к которому они принадлежат, взрослыми, развивают свои спо­собности, обогащают свои знания и совершенствуют технические и профессио­нальные квалификации или же применяют их в новом направлении для удовле­творения своих потребностей и потребностей своего общества. Обучение взрос­лых охватывает как формальное так и непрерывное образование, неформальное обучение и весь спектр неофициального и побочного обучения, существующих в поликультурном обучающемся обществе, в котором признаются подходы, осно­ванные на теории и практике. [18]

Процесс и результат, которые обеспечиваются системой учреждений и образовательных программ и направлены на преемственное обогащение знаний и умений, приобретенных человеком до вступления в сферу оплачиваемой трудовой деятельности. [22]

Образование дополнительное — в отличие от основного образования, задача которого в прошлом и в настоящем — ликвидация «абсолютной» неграмотности, главной социальной миссией дополнительного образования взрослых является ликвидация или предупреждение «относительной», функциональной неграмотности. [24]

Образование информальное — наша индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер. [21]

Образование конечное — образование, обслуживающее социальную потребность распространения и производства знаний, сохранения и воспроизводства культуры. [29]

Образование народное — это больше, чем передача знаний. Одна из самых важных задач, перед лицом которой мы окажемся в будущем, — это необходимость дать максимум возможного в плане изучения функций и методов работы в области демократии. Такие знания едва ли может дать школа, хотя бы и теоретически. Это может быть сделано только в форме свободной и добровольной образовательной работы населения. [30]

Образование непрерывное ( long life learning — обучение в течение всей жизни) — процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. По некоторым оценкам, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4-6%. Это означает, что около 50% профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения. Объем времени, необходимый для обновления (реновации) профессиональных знании для специалистов с высшим образованием — 28% от общего объема времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного периода. [3]

Учение длиною в жизнь (long life learning) — всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции. [21]

Образование неформальное — образование, которое обычно не сопровождается выдачей документа, происходит в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером. [21]

Образование формальное — образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата. [21]

Образование, организованное и контролируемое в соответствии с интересами доминирующего общественного института. [24]

Образовательная услуга — это результат многоплано­вого процесса взаимодействия слушателей и учебного центра, результат процесса обучения. [32]

Образовательное учреждение дополнительного образования — образовательное учреждение, осуществляющее деятельность по реализации в качестве основных одной или нескольких дополнительных общеобразовательных программ и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ. [19]

Образовательно-информационная деятельность —- деятельность, направленная на оперативное удовлетворение потребностей человека в получении информации о достижениях в различных областях знаний, в том числе способствующая повышению его образовательного уровня. [19]

Обратная связь ( feed - back ) предоставление человеку информации о его действиях, их результатах и последствиях. Мощное средство усвоения нового опыта. [8]

Обсуждение — одна из основных техник, привлекающая участвующих в тренинге к активному обмену информацией и опытом. При обсуждении максимально усиливается взаимодействие между членами группы. Обсуждение используют как самостоятельную технику или как дополнение к другим техникам. Этот метод позволяет услышать различные аргументы и точки зрения участвующих, сделать обобщения, сгруппировать информацию, дать возможность высказаться всем. Успешность применения этого метода во многом зависит от умения тренера задавать вопросы для достижения определенной цели. Б азируется на открытых вопросах. Участники группы отвечают, дают собственное видение по принципу добровольности. Тренерам важно эффективно использовать навыки фасилитации. [8]

Обсуждение конкретных ситуаций — представление реальной или придуманной, но реалистичной ситуации, события, явления, для последующего обсуждения и анализа. [1]

Обсуждение критического явления — сходный с обсуждением конкретной ситуации метод со следующими различиями: Аудитории сообщается о какой-либо критической ("внештатной") ситуации Обучающиеся задают инструктору вопросы, стремясь получить дополнительную информацию. Критическая ситуация может быть предложена самой аудиторией. При анализе и обсуждении допускается большая степень свободы в обоснованиях. [1]

Обучающая (образовательная) программа — два и более образовательных мероприятия, связанных между собой единой целью и единой логикой. [2]

Обучение ( education ) — специально организованный процесс, целью/ назначением которого является освоение новых знаний, умений и навыков и/ или изменение отношения к чему-либо. [2]

а) относительно постоянные изменения в поведении; б) приобретение или развитие знаний и понимания, умений и возможностей, эмоциональной компетенции и взаимоотношений. Это и процесс и результат. Обучение может быть представлено тренингами или самостоятельным изучением/саморазвитием. [15]

Процесс усвоения и выработки систематизированных знаний, умений, ценностей и представлений, выходящих за рамки узкой сферы деятельности и позволяющих анализировать и решать широкий круг проблем. [16]

Процесс восприятия и накопления информации, соединение воспринятого с другой информацией, относящейся к тому же предмету (порождение ассоциаций или образов). [39]

Основная составляющая образовательного процесса. Общий термин, употребляемый для обозначения целенаправленной деятельности профессионального педагога или иного компетентного лица. Имеет двоякое выражение: 1) сообщение знаний, формирование навыков и умений, необходимых для успешного участия в различных видах социальной деятельности; 2) общее развитие человека как личности, обогащение его духовного мира и творческого потенциала. [41]

Обучение в сотрудничестве ( cooperative learning ) — это модель использования малых групп обучающихся. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. [26]

Обучение пожилых — процесс роста, осознания и получения опыта (Groombridge); деятельность, которая делает возможным для пожилых людей получение контроля над собственной жизнью; процесс эмансипации, так как пожилые люди получают возможность сами управлять собой, а не отдаваться чужой воле (Phillipson). [27]

Опрашивание — м етоды сбора данных с задаванием вопросов. Такие методы считаются «реактивными» или «вторгающимися» в том смысле, что лицо, у которого собираются данные, знает о том, что проходит процесс сбора данных. Опросы, групповые интервью и т.д. являются методами опрашивания для сбора данных. [34]

Организация, осуществляющая деятельность в области дополнительного образования —- некоммерческая организация (в том числе, общественная организация (объединение), основной уставной целью которой является деятельность по реализации дополнительных образовательных программ, или иная организация, которая имеет образовательное подразделение, реализующее указанные образовательные программы . [19]

Отказ — третий негативный тип реакции человека на опыт: человек воспринимает новый опыт, но после обдумывания существующей ситуации отказывается от потенциального обучения. Представляется, что одной из возможных причин подобной реакции на опыт является ригидность мышления некоторых людей (определение П. Жарвиса, см. также презумпция и отстранение от расмотрения ). [20]

Отстранение от рассмотрения (non-consideration) — второй негативный тип реакции человека на опыт: человек, по тем или иным причинам, не реагирует на ситуацию, которая могла бы стать обучающей для него. Может быть, он слишком занят для этого или боится возможных результатов своих размышлений (определение П. Жарвиса, см. также презумпция и отказ ). [20]

Оценивать (evaluate) — а) устанавливать или определять ценность или достоинство чего-либо; б) провести экспертизу и выдать обоснованное суждение. [34]

Оценка (отметка) — общий термин, принятый для характеристики результатов учебной деятельности по критерию их соответствия установленным требования. Употребляется в трех основных значениях: 1) применительно к учебному процессу — определение степени успешности в освоении знаний, навыков, умений, предусмотренных учебной программой. Оценки подразделяются на текущие, промежуточные, итоговые и выражаются числом баллов. Одной из форм промежуточной оценки являются зачеты, свидетельствующие об успешном усвоении определенной части какого-либо курса. 2) Выявление степени готовности к освоению курса учебного заведения более высокого ранга — оценка результатов предшествующей учебной деятельности на вступительных экзаменах. 3) Определение уровня реально имеющихся знаний в целях индивидуализации учебной программы в системе открытого образования или в каких-либо иных целях. [41]

Оценка внешняя — оценивается степень удовлетворения потребителя резуль­татом (продвижение по службе и т.п.). [32]

Оценка внутренняя — оценивается эффективность вложений средств в осущес­твление образовательного процесса. [32]

Ошибка «НИМБА» — оценочная ошибка; имеет место при оценке на основе общего впечатления, отрицательного или положительного. [3]

К началу страницы