Северо-западный
Центр Общественного Развития

| конкурсы | о центре | услуги | глоссарий | ссылки | координаты | гостевая |

Карта сайта Вернуться на главную страницу
 
 
Словарь терминов для НКО
Добавить термин в словарь
Словарь афоризмов
 
  глоссарий : : словарь терминов для НКО : : к

 
К

Канал связи — применительно к обмену информацией — средство передачи информации: письменной, устной, формальной, неформальной, пригодной для электронных средств связи. [3]

Каналы восприятия — один из наиболее важных фильтров восприятия: зрение, слух и чувства. Визуальный — то, что мы видим (образы, картинки, кино). Аудиальный — то, что мы слышим (речь, свист ветра, звук капающий воды, интонации, тембр, высота голоса). Кинестетический (от греч. «кинес» –- «движение») — то, что мы чувствуем, сюда же относятся запах и вкус.  [12]

Категории (факторы) мотивации учения (по Г. Розенфельду):

•  Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету.

•  Обучение без личных интересов и выгод.

•  Обучение для социальной идентификации.

•  Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.

•  Обучение по принуждению или под давлением.

•  Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах.

•  Обучение для достижения цели в обыденной жизни.

•  Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях. [38]

Качество — способность совокупности неотъемле­мых свойств объекта (товара/услуги, процесса, системы) отвечать требованиям покупателей и других заинтересо­ванных сторон. [32]

Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. [33]

Качество образования — качественные изменения в учебном процессе и в среде, окружающей обучающихся, которые можно зафиксировать как улучшение их знаний, умений и ценностей. [23]

Качество образовательной услуги — ее способность удовлетво­рить потребности и ожидания конкретного потребителя. [33]

Квалификация — 1) уровень подготовленности к определенной трудовой деятельности. Оценивается временем обучения профессиональному труду и стажем работы в соответствующей профессии; 2) профессия, специальность. [31]

Кейс (конкретная ситуация) (case — случай) — основан на реальной действительности (например, функционирование какого-либо предприятия), описывает его деятельность и включает в себя дополнительную отраслевую информацию, направленная на поиск и реализацию того или иного решения в процессе обсуждения в группе или индивидуально. Некоторые типы кейсов: иллюстрирующие какую-либо теорию или концепцию; освещающие исторические события; предназначенные для обучения принятия решений; обучающие навыкам анализа и систематизации информации. Многие кейсы не имеют четко определенного профиля, так как содержат в себе многие из вышеназванных аспектов. Обычно кейсы относятся к одной из изучаемых дисциплин, но могут быть и междисциплинарные кейсы. [7]

Кейс-метод (кейс-стади, метод конкретных ситуаций) ( case - study )— техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций. Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-то конкретной реальной ситуации в организации, например, история образования, организационное становление организации, ее развитие, результаты в бизнесе. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Метод разработан в 20-х гг. в Гарварде. Американские кейсы несколько отличаются от европейских. Они обычно больше по объему (20-25 стр. текста). В Европе кейсы в 1,5-2 раза короче и, как правило, не имеют единственно верного решения, многовариантны. Инструктор должен поощрять расхождение точек зрения и инициировать дискуссию. При использовании данного метода следует избегать излишних споров, не допускать, чтобы лишь некоторые слушатели доминировали в дискуссии, намеренного ведения дискуссии к тому решению, которое ведущий предпочел бы сам. Различают «полевые» (основанные на реальном фактическом материале) и «кресельные» (вымышленные) кейсы. [3]

Методика ситуационного обучения, понимаемая как непрерывный процесс, направленный на систематическое, целенаправленное описание, изучение, анализ объектов реальной действительности (например предприятие, компания, организация и т.д.). Этот метод способствует развитию изобретательности, умения решать проблемы. ОН развивает способность проведения анализа и диагностики проблем. С его помощью развиваются такие квалификационные качества, как умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию. Данный метод, наконец, способствует развитию у обучающихся чувства уверенности в себе, способствует преодолению излишней робости и чрезмерной самоуверенности. По мнению ведущих специалистов, кейс-метод в наибольшей степени способствует особенностям осуществления управленческого образования, так как: конкретные ситуации связывают обучение с реальностью; работа с конкретной ситуацией дает возможность обучаемому осуществлять свободный поиск путей анализа и решения проблем, т.е. учебный процесс идет в форме творческого поиска; при разборе конкретной ситуации обучаемый занимает активную позицию, фактически сам генерирует идеи и активно взаимодействует с другими обучаемыми; в процессе разбора конкретной ситуации и ее анализа обучаемые сами ставят для себя вопросы и ищут способы ответа на них. [7]

Вспомогательный набор описательных схем. Изучение конкретных случаев помогает проанализировать все аспекты определенной ситуации. Это может быть существенным при нечеткости причинно-следственных связей, когда усилия направлены на разработку гипотезы о связях между причиной и следствием. [34]

Климат морально-психологический — 1 ) устойчивое морально-нравственное состояние группы (команды), в котором отражаются настроения людей, их групповое мнение, отношение друг к другу и к важнейшим материальным и духовных ценностям, к целям развития группы (команды);
2) отношения членов малой группы друг к другу, опосредованные отношением к деятельности группы в целом, а также соотношения деятельности группы и целей более широкой социальной области. Морально-психологический климат — относительно устойчивая характеристика межличностных отношений в группе, от которых во многом зависит эффективность деятельности группы в целом и отдельных ее участников, удовлетворенность членством и сплоченность, перспективность развития группы и коллектива. [3]

Коммуникабельность — способность, предрасположенность к общению, коммуникации, установлению контактов и связей, психологическая и иная совместимость, общительность. [31]

Коммуникация — способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. Эффективность К. во многом определяется состояниями, в которых находятся лица, вступающие в К. В зависимости от обстоятельств эти состояния могут меняться. [3]

Передача некоторой идеи от источника к получателю в целях изменения поведения (знаний или социальных установок) получателя. По своему содержанию коммуникация представляет собой процесс обмена информацией между людьми, в котором можно выделить четыре основных элемента: отправитель (лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее) — сообщение *собственно информация, закодированная с помощью символов) — канал (средство передачи информации) — получатель (лицо, которому предназначена информация и интерпретирует ее). [31]

Конкретная ситуация — описание действительных событий, имевших место в процессе ведения бизнеса в словах, цифрах и образах. Это как бы «срез» этого процесса, фиксация его динамики в определенных временных границах, ставящая обучающегося перед выбором путей решения проблем и курса последующих действий. КС как метод обучения строится на воссоздании реальной деловой ситуации путем метафор и моделирования. При этом каждая КС является результатом действительно происшедших событий и таким образом служит как бы метафорой для определенного набора проблем. [42]

Конспект — краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь (лекции, раздела учебника и др.) [41]


Консультирование ( consultation ) — это способ, посредством которого один человек оказывает помощь другому, используя для этого целенаправленную беседу. Консультирование подразумевает под собой серию сессий, направленных на решение проблемы. Это процесс, в ходе которого два человека собираются вместе для исследования личных проблем и поиска их решений. Это метод поиска практических решений проблем, связанных с работой, или же проблем личного характера. [17]

Конфликт — временное эмоциональное изменение настроения человека или группы людей в связи с получением новых данных, существенно меняющих старое представление об интересующем объекте или процессе. К. могут быть естественные и искусственные. Естественные конфликты возникают сами собой, когда достигается большое несоответствие (непорядок) в отношениях людей. Обычно конфликтом снимают накопившуюся напряженность в отношениях людей и переводят их на какое-то время на прежний уровень. Искусственные конфликты создаются людьми для реализации определенных целей. Создать конфликт и хорошо из него выйти — это большое искусство. Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент. [3]

Конфликтная ситуация — условие возникновения конфликта. Заключается в противоречивых позициях сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств для их достижения, несовпадение интересов, желаний и т.д. Для перерастания конфликтной ситуации в конфликт, необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент. [3]

Корзина (погружение) — сочетание имитации, ролевой игры и обсуждения конкретной ситуации, при котором обучающийся получает ряд максимально приближенных к реальности материалов и основывающихся на них требующих решения проблем. Возможна организация группового и индивидуального занятия. [1]

Круглый стол ( round - table ) — одна из форм публичного обсуждения каких-либо вопросов, характеризующаяся определенным порядком, очередностью высказываний его участников, сидящих нередко за столом, имеющим (условно) круглую форму, а также равными правами всех присутствующих. Используется, как правило, для поиска компромиссных форм и путей решения злободневных общественных проблем. [36]

К началу страницы