Северо-западный
Центр Общественного Развития

| конкурсы | о центре | услуги | глоссарий | ссылки | координаты | гостевая |

Карта сайта Вернуться на главную страницу
 
 
Словарь терминов для НКО
Добавить термин в словарь
Словарь афоризмов
 
  глоссарий : : словарь терминов для НКО : : а

 
А

Андрагогика — искусство и наука обучения взрослых.

Андрагогическая модель — организация обучения таким образом, что ученик (обучающийся), полностью отвечает за определение области обучения, оценку полезности обучения, выбор методов и графика, а также за оценку результатов обучения. Ученик выступает в качестве основной движущей силы обучения, в то время как преподаватель играет роль координатора, «архитектора» форм и возможностей обучения.

Адаптационный синдром (стресс) — совокупность защитно-приспособительных реакций организма человека. Различаются реакции, специфические для того или иного функционального состояния организма, и неспецифические, т.е. общие для различных функциональных состояний. Совокупность неспецифических функциональных состояний имеет название «общий А.с.», или «стресс», а вызывающие эти реакции воздействия — «стрессорами».

При воздействии на организм значительного по силе и продолжительности стрессора возникают 3 фазы адаптационного синдрома: мобилизация адаптационных резервов; сопротивление стрессору; истощение адаптационных резервов (может закончиться гибелью индивида).

Вегетативные процессы (выделение гормонов, изменение в работе систем кровообращения, пищеварения и т.д.) не подчиняются непосредственно сознанию человека. Однако его эмоциональные переживания, воля влияют на динамику вегетативных процессов. На этом основаны методы аутотренинга. Следует отличать «дистресс» — неблагоприятные проявления стресса и «эустресс» — стресс радости, любви, вдохновения, энтузиазма.

Активное слушание — полное участие в ситуации слушания путем: 1) рассмотрения цели говорящего; 2) оценки того, что говорит докладчик; 3) проявления внимания, т.е., делая заметки, задавая вопросы и, если уместно, комментируя.

Активное чтение — полное участие в ситуации чтения путем: 1) рассмотрения цели автора; 2) предвидения, о чем скажет материал; 3) соотнесения того, что вы читаете, с вашим прошлым опытом.

Анкета ( фр. enquete, англ. questionnaire) — набор вопросов на которые должны быть получены ответы от респондентов.

Опросный лист, вопросник, основной инструментарий опроса. Представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования. Состоит из вводной части (обращения к респонденту с пояснением целей и задач опроса, указанием организации, проводящей опрос, степени анонимности опроса и т.п.), основной части (вопросов, вытекающих из целей и задач исследования) и «паспортички» (объективные социально-демографические и другие характеристики респондента). Незаменимый инструмент в изучении самых различных проблем социальной работы как при анкетировании, так и при интервьюировании.

1) опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет; 2) опросный лист для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе для обследуемого контингента лиц.

Анкета с закрытыми вопросами (closed-ended questionnaire) — анкета, в которой заранее указаны категории ответов, например, да, нет, не знаю и т.д.

Анкета с открытыми вопросами ( open -ended questionnaire) — анкета, в которой нет заранее определенных категорий ответов.

Ассессмент ( assessment ) метод оценки, аттестации сотрудников, заключающийся в том, что группа участников проходит через определенные испытания: деловые игры, тесты, самопрезентацию, письменные работы и др. Как правило, применяется для внутренней оценки руководителей среднего и высшего звена. Считается наиболее точным и эффективным.

К началу страницы